четверг, 19 августа 2010 г.

Старажытныя могілкі и еврейское кладбище в Бресте. История крупнейшей Общины.

Старажытныя могілкі, в.Асецішча, Докшыцкі р-н.

1

2

4

4

Источник…

Еврейское кладбище в Бресте.

5

Еврейская община города Бреста была одной из крупнейших на территории Беларуси. Именно в Бресте великий князь Витовт в 1388 году впервые разрешил поселиться этому народу, издав соответствующий привилей. Со временем Брест приобрёл звание «столицы литовских евреев», подтверждённую соответствующим этническим балансом населения: К началу 60-х годов XIX века в Брест-Литовске проживало 8 829 человек, в том числе 7 510 евреев. В такой многолюдной местечковой «столице» не всегда хватало места не только живым людям, но даже и мёртвым. На этой старой фотографии хорошо видно, как теснятся, едва не залезая друг на друга, могильные плиты-мацевы. На надгробиях застыли изображения диковинных зверей, чья символика связана со священной историей еврейского народа. Также эти изображения были связаны с человеком, похороненным под этой плитой – например, над захоронением молодой девушки ставили памятник со сломанной розой и т.д.
Кстати, панорама кладбища на этом фото дошла до нас тем же путём, что и предыдущая из Барановичей – с открытки немецкого военного фотографа.

Как известно, исторический Брест располагался на территории нынешней крепости. Там же в южной части находилось и старое еврейское кладбище. Недалеко располагался квартал специальных лавок, в которых продавали кошерное мясо, и кладбище в документах зачастую упоминалось в «связке» с этими лавочками. Впоследствии, когда правительству Российской империи потребовалось строить на месте города военную крепость, то целый город был выселен за её пределы. Было вынесено и старое еврейское кладбище, на что было получено соответствующее согласие еврейской общины. Специально для перезахоронения старых могил в 1835 году было создано новое кладбище в районе тогдашней деревни, а нынешнего микрорайона, Берёзовка. Недалеко от этого кладбища находилась дорога, ведущая в город. А у дороги, как водится, стояла еврейская корчма, которая называлась Мурановка. Ещё до строительства Брестской крепости недалеко от этой корчмы находилось еврейское кладбище, называемое Новым – там хоронили евреев уже не «умещавшихся» на переполненном старом кладбище. После переноса города в 19 веке именно оно стало основным местом захоронения у брестских евреев. На нём хоронили известных раввинов, учёных, общественных деятелей. К 1938 году это кладбище занимало территорию в 7 гектаров и было обнесено добротной кирпичной оградой. В городе в то время проживало 26 тысяч евреев (из 51 тысячи общего населения).

Главная брестская синагога на дореволюционном фотоснимке
6

В 1943 году оккупировавшие город нацисты взялись за «окончательное решение еврейского вопроса». В соответствии с этим «решением» с лица земли должны были быть стёрты и сами евреи, и любые напоминания о том, что они когда-то на ней жили. Кладбища попадали в эту же категорию. В апреле 1943 года брестский нацистский окружной комиссар писал районным шефам: “Еврейские кладбища необходимо немедленно сровнять с землей. Надгробные камни могут быть использованы при мощении улиц”. А председатель местной управы сообщал, что ему предоставлен список людей, согласных арендовать землю на кладбище. В связи с этим он просил руководителя дорожного отдела управы заключить с арендаторами контракт. Вместо платы за аренду они должны были сровнять захоронения с землей, после чего свезти могильные плиты в одно место. Правда, затем, все эти арендаторы, как один, отказались от столь "выгодной" сделки – видимо, нежелание жить, пусть даже на еврейских, костях взяло верх. Хотя, есть сведения, что некоторые мацевы нацисты всё же заставили принести местных жителей во двор местного гестапо…
Таким образом брестское еврейское кладбище смогло пережить даже холокост. Казалось, всё страшное уже позади. Однако, нашлось для него нечто, что оказалось хуже холокоста – это "ударное социалистическое строительство". Советский режим принялся за уничтожение еврейских следов в Бресте с рвением, которое мало уступало нацистскому (тем более, что после войны началась борьба с "безродным космополитизмом", носившая антисемитский характер). Уже в конце 1940-х годов кладбище стали уничтожать, забирая могильные плиты на мостовые для отстраиваемых улиц, бессознательно выполняя таким образом нацистский приказ. Даже некоторые местные жители, руководствуясь издревле присущей белорусскому народу рачительностью и бережливостью, брали себе могильные плиты для различных хозяйственных нужд. Прилегающие к кладбищу улицы оказались едва ли не полностью замощены его плитами. В 1970-е годы остатки кладбища окончательно погребли под построенным на его месте стадионом "Локомотив".
В 1990-е годы, когда началась реконструкция исторического центра города Бреста, из-под асфальта его улиц начали извлекать сотни мацев. И чем больше улиц в Бресте подвергались реконструкции, тем больше их становилось. Всего с разных улиц и разных районов их набралось 1112(!). И это притом, что многие плиты до сих пор покоятся под городскими улицами, а некоторые и вовсе валяются прямо у пресловутого стадиона.

7

8

9

Грустная галерея памятников, извлечённых с брестских улиц

Найденные мацевы отвозили для хранения один из казематов Брестской крепости. Но даже там и даже теперь им не было покоя от наиболее мудрых и рачительных белорусских граждан. Часть плит попросту украли. Может быть, теперь у дачи кого-нибудь из этих крепких хозяйственников есть очень подходящий надёжный фундамент.
Из оставшихся плит деятели брестского регионального центра "Холокост" хотят соорудить лапидарий – своеобразный музей могильных плит и памятник жившим и умиравшим в Бресте евреям. Уже готов и проект. В идею мемориала заложен образ скинии - древнееврейского переносного святилища. Двенадцатиметровый диаметр лапидария ассоциируется с двенадцатью коленами Израилевыми, объединенными в одну религию. В стене выложен семисвечник. “Святая святых” представлена яблоней, символизирующей рай, и композицией “Совесть”. Будет установлено надгробие - кенотаф - с именами людей, похороненных на этом кладбище. Список (известно более двухсот фамилий) заканчивается традиционной еврейской аббревиатурой, означающей “да будет душа его связана в узел жизни”. Перед кенотафом - надгробная плита с камнями. Согласно традиции, на могиле принято оставлять принесенный с собой камешек. Существующую стену стадиона предполагается озеленить хмелем - символом вечного сна. Внутри мемориала будут установлены сохранившиеся мацевы, воссоздающие уголок еврейского кладбища - киркута. Определено и место нахождения мемориала - на пустыре перед запасной площадкой стадиона “Локомотив”. Городские власти взяли на себя финансирование благоустройства прилегающей к нему территории. Но срок начала строительства постоянно откладывается. Причина довольно банальна - отсутствие средств…
Источник…

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий